Пеэтер Вяхи

PeeterVahiPhotoByKaupoKikkas

 

Пеэтер Вяхи родился в Эстонии, в 1955 году. В юности он играл на аккордеоне, фортепиано и контрабасе. В 1974 году он начал изучать композицию в Эстонской Академии Музыки в классе профессора Эйно Тамберга, и закончил как композитор в 1980 г. Пеэтер Вяхи работал как свободный композитор и продюсер звукозаписи, а также концертным продюсером в Эстонском Национальном Концертном Институте (1990 – 2000). В настоящее время является художественным директором ERP (Эстонская студия звукозаписи) и международных музыкальных фестивалей – Фестиваль восточной музыки Orient (с 1992 г. по настоящее время), «Игра в бисер» (с 1995 г. по настоящее время). Пеэтер Вяхи – член Союза эстонских композиторов (с 1982 г,, с 1992 г. – в президиуме), был вице-президентом совета Эстонского Института Буддизма (2002 – 2014), действительный член Эстонского академического восточного общества (с 1982 г.), член Совета по культуре при Президенте Эстонии (2001 – 2008), президент Центра Drikung Kagyu Ratna Shri (1992 – 2005) и член Эстонско-Японской Ассоциации (с 2010 г.).

Сочинения Пеэтера Вяхи характеризуются стилистическим разнообразием самого широкого спектра, приятным для слушателя звуком, уместным применением экзотических и электронных инструментов, широкой панорамой настроений от философского и медитативного до барочных жестов. Одни из самых значительных работ – оратория Mary Magdalene Gospel, Mystical Uniting для камерного ансамбля, Call of Sacred Drums для ансамбля ударных и симфонического оркестра, кантата Supreme Silence для меццо-сопрано, мужского хора и колокольчиков, африканский обряд инициации In the Mystical Land of Kaydara для рассказчика, певцов, двух хоров и симфонического оркестра, Forty-two (различные аранжировки), концерт для флейты Chant of the Celestial Lake.

Музыка Пеэтера Вяхи исполняется симфоническими оркестрами в Европе, Азии и Америке (среди них — Japan Philharmonic Orchestra, European Union Chamber Orchestra, WDR Symphony Orchestra / Cologne, Detroit Symphony Orchestra, MDR Symphony Orchestra / Leipzig, Vienna Tonkünstler Symphony Orchestra, Latvian National Symphony Orchestra, State Academic Chamber Orchestra of Russia / Moscow Chamber Orchestra, Taipei Philharmonic Orchestra, NDR Symphony Orchestra / Hamburg, Gothenburg Symphony Orchestra), хорами (Токийский Филармонический хор, Государственный хор Латвии), камерными музыкантами (Слава Григорян, Реми Буше, Гидон Кремер, Квартет саксофонов Rascher) и этно-музыкантами (Севара Назархан, Хироюки Коинума, taiko — ансамбль Хаяси Эйтецу) и, конечно же, эстонскими музыкантами – Эстонским национальным симфоническим оркестром, Glasperlenspiel Sinfonietta, Таллинским камерным оркестром, Эстонским национальным мужским хором RAM, хором девочек Ellerhein, ансамблем старинной музыки Hortus Musicus, музыкантами семьи Ярви, дирижерами Андресом Мустоненом, Ристо Йостом и др., ансамблем колокольчиков Arsis, фаготистом Мартином Кууксманом, пианисткой Ириной Захаренковой, пианистом Калле Рандалу, тенором Мати Тури, басом Приитом Волмером и др.  Концерты Пеэтера Вяхи помимо традиционных залов проходят и на открытых сценах (например, на EXPO 2000), в музеях, музыка композитора звучала в Белом доме, в буддистском храме в Японии, в Страсбурге на 50-летии ЮНЕСКО, и на стадионе Лужники в Москве.

Сочинения Пеэтера Вяхи публикуются такими издательствами как ERP, Erdenklang Musikverlag, Eres Edition, Edition 49, Culture Ware Music Publ, Maren Musikverlag, дискография включает более 70 записей, из них 12 сольных дисков.

Как клавишник Пеэтер Вяхи выступал с различными ансамблями (поп-рок-группа Vitamiin, джаз-рок-группа Uus Generatsioon, различные экспериментальные проекты), оркестрами и хорами (включая 30 000-ный хор на Эстонском национальном хоровом празднике). В последние десятилетия Пеэтер Вяхи тесно сотрудничал с музыкантами из Тибета, Индии, Японии, Узбекистана, Китая / Тайваня, Сибири и других частей Азии.