Passio

1 октября 2016 года, Кафедральный Собор святых Петра и Павла, 21:00

 

Afisha 1-10-2016 Sobor smallАрво Пярт

Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem (1982)

(первое исполнение в России)

 

Андрей Капланов (бас) — Иисус

Вячеслав Воробьев (тенор) — Пилат

Евангелисты:

Людмила Ерюткина (сопрано)

Ирис Оя (Эстония) (альт)

Никита Михайлов (тенор)

Никита Семенюк (баритон)

Денис Голубев (гобой)

Дмитрий Плотников (фагот)

Станислав Малышев (скрипка)

Людмила Губкина (Литва) (виолончель)

Марианна Высоцкая (орган)

 

Ансамбль «Эйдос», художественный руководитель Андрей Капланов

Андрес Мустонен – дирижер

Одно из наиболее значимых хоровых произведений конца ХХ века – Passio Арво Пярта (1982) – впервые прозвучит в России. Это сочинение, завораживающее своей отстраненной красотой, сравнивают с самыми мрачными и ритуальными «Страстями» Генриха Шютца, написанными в середине XVII века. Не имеющая ничего общего с широко известными «Страстями» И. С. Баха, партитура выдержана в авторском стиле «tintinnabuli» («колокольчики»), принесшем Пярту мировую известность, событием здесь становится каждый звук, каждая пауза, особую весомость словам придает звучание евангельской латыни.

Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem («Cтрасти Господа нашего Иисуса Христа в изложении Иоанна») Пярт начал сочинять еще в Таллине, когда однажды в пасхальный пост его посетило неодолимое желание написать «Страсти». Замысел сложился за два дня, и композитор работал над ним в черновике, не рассчитывая на исполнение. После переезда на Запад он получил заказ от Баварского радио и вернулся к Passio. Супруга Пярта вспоминает о работе: «На стене своей квартиры в Берлине мы повесили кусок черной ткани – примерно пять или шесть метров длиной – и один за другим прикалывали к ней разноцветные листки с отрывками из Евангелия – у каждого действующего лица страстей был свой цвет, так что Арво мог охватить все одним взглядом. Вся структура произведения была как картина».
В основе Passio – большой фрагмент латинского варианта Евангелия от Иоанна (Ин. 18,19:1-30), в которых речь идет о самых драматических событиях – предательство Иуды, страдания, распятие и смерть Иисуса Христа. Но вопреки традиции, Пярт использовал лишь текст Евангелия, не прибавляя к нему комментариев, избегая эмоций. Лишь в заключении он добавляет слова ектении: «Господь, страдавший за нас, смилуйся над нами!», выдвигая на первый план мотив покаяния. Пярт делает акцент на создании временного континуума, позволяющего расслышать и осознать тайный смысл текста. Немногим больше часа длится гипнотическое, едва подвижное волнообразное течение музыки, но в ней неуклонно разворачивается картина страданий Христовых – глубоко проникая в сердце и волнуя душу.
Партитура Passio чрезвычайно аскетична. Необычный состав – два солиста, вокальный квартет, четыре инструмента (гобой, фагот, скрипка, виолончель), орган и хор – позволили Пярту создать широкую звуковую палитру и выстроить восьмиголосную структуру, в которой постоянные изменения тембра являются результатом всевозможных комбинаций разных партий (инструментов и голосов). В итоге возникает нечто вроде акустического ромба, который потом медленно, фрагмент за фрагментом, распадается, пока в самом финале не приходит к сияющему Ре-мажору. «Это невероятный момент, этот аккорд проходит прямо сквозь ваше тело! Каждый раз по спине пробегает дрожь, и ты понимаешь, что есть жизнь после смерти. Эта последняя страница – самая ошеломляющая музыка, которую вы когда-либо могли слышать» – говорит певец Дэвид Джеймс, исполнитель партии Евангелиста.

 

Билеты