Арво Пярт

fin_KKK6920

А́рво Пярт (Arvo Pärt) — эстонский композитор, живет в Берлине и Таллине.

Родился 11  сентября 1935 года в городе Пайде, Эстония.

1938 Переезд в Раквере, Эстония
1945-53 Учеба в Музыкальной школе Раквере, педагог Илле Мартин, первые попытки сочинять
1950-54 Старшая школа в Раквере
1954 Таллинское Музыкальное училище (теперь Таллинская Консерватория), занятия композицией с Вельо Тормисом
1954-56 Служба в армии, участие в военном музыкальном ансамбле (гобой, ударные, фортепиано)
1956 Продолжение учебы в Таллинском Музыкальном училище
1957-63 Таллинская Музыкальная Академия, занятия композицией с Хейно Эллером
1958-67 Звукорежиссер на Эстонском радио
1967-80 Свободный композитор, Таллин
1968 Credo, завершение первого творческого периода
1968-76 Полная художественная переориентация
1976 Für Alina, рождение техники композиции Tintinnabuli
1976-77 15 сочинений в стиле Tintinnabuli, включая Tabula Rasa, Cantus in Memory of Benjamin Britten, Fratres
1980 Эмиграция в Вену, контракт с издательством Universal Edition
1981-82 Грант DAAD, Берлин
С 1981 Свободный композитор, Берлин
С 1984 Начало творческого сотрудничества со студией звукозаписи ECM

 

Арво Пярт родился в 1935 году в городе Пайде, Эстония. Он занимался композицией с Хейно Эллером в Таллине, затем работал звукорежиссером на Эстонском Радио. В 1980 году он вместе с семьей эмигрировал в Вену, а год спустя, получив стипендию DAAD, переехал в Берлин.

Будучи одним из самых радикальных представителей так называемого «советского авангарда», Арво Пярт в своем творчестве проделал глубокий эволюционный путь. Его первый творческий период начался нео-классической фортепьянной музыкой. Затем последовали десять лет, когда Арво Пярт в абсолютно индивидуальной манере использовал различные авангардные техники: додекафонию, звуковые массы, алеаторику, технику коллажа. Nekrolog (1960) – первая пьеса в додекафонной технике, написанная в Эстонии, и Perpetuum Mobile (1963) завоевали признание на западе. В его коллажных работах «авангард» и «старинная музыка» противостоят друг другу резко и нетерпимо, апогея конфронтация достигает в последней пьесе в технике коллажа Credo (1968). Но к этому времени все композиторские техники, которые Пярт использовал до этого времени, потеряли в его глазах свою былую привлекательность и стали казаться ему лишенными смысла. Желание найти свой собственный голос привело к тому, что Арво Пярт замолчал как композитор почти на восемь лет, в течение которых изучал григорианские хоралы, школу Нотр-Дам и классическую вокальную полифонию.

В 1976 году из тишины возникла музыка – небольшая фортепианная пьеса Für Alina. И стало очевидно, что с этой пьесой Арво Пярт обрел свой собственный голос. Новый принцип композиции, используемый в этой пьесе впервые, и который Арво Пярт назвал Tintinnabuli (маленькие колокольчики по-латыни), определяет его работы и по сей день. «Принцип Tintinnabuli» характеризуется не стремлением к растущей сложности, а стремлением к максимальному сокращению звукового материала для выявления сути.