А́рво Пярт (Arvo Pärt) — эстонский композитор, живет в Берлине и Таллине.
Родился 11 сентября 1935 года в городе Пайде, Эстония.
1938 | Переезд в Раквере, Эстония |
1945-53 | Учеба в Музыкальной школе Раквере, педагог Илле Мартин, первые попытки сочинять |
1950-54 | Старшая школа в Раквере |
1954 | Таллинское Музыкальное училище (теперь Таллинская Консерватория), занятия композицией с Вельо Тормисом |
1954-56 | Служба в армии, участие в военном музыкальном ансамбле (гобой, ударные, фортепиано) |
1956 | Продолжение учебы в Таллинском Музыкальном училище |
1957-63 | Таллинская Музыкальная Академия, занятия композицией с Хейно Эллером |
1958-67 | Звукорежиссер на Эстонском радио |
1967-80 | Свободный композитор, Таллин |
1968 | Credo, завершение первого творческого периода |
1968-76 | Полная художественная переориентация |
1976 | Für Alina, рождение техники композиции Tintinnabuli |
1976-77 | 15 сочинений в стиле Tintinnabuli, включая Tabula Rasa, Cantus in Memory of Benjamin Britten, Fratres |
1980 | Эмиграция в Вену, контракт с издательством Universal Edition |
1981-82 | Грант DAAD, Берлин |
С 1981 | Свободный композитор, Берлин |
С 1984 | Начало творческого сотрудничества со студией звукозаписи ECM |
Арво Пярт родился в 1935 году в городе Пайде, Эстония. Он занимался композицией с Хейно Эллером в Таллине, затем работал звукорежиссером на Эстонском Радио. В 1980 году он вместе с семьей эмигрировал в Вену, а год спустя, получив стипендию DAAD, переехал в Берлин.
Будучи одним из самых радикальных представителей так называемого «советского авангарда», Арво Пярт в своем творчестве проделал глубокий эволюционный путь. Его первый творческий период начался нео-классической фортепьянной музыкой. Затем последовали десять лет, когда Арво Пярт в абсолютно индивидуальной манере использовал различные авангардные техники: додекафонию, звуковые массы, алеаторику, технику коллажа. Nekrolog (1960) – первая пьеса в додекафонной технике, написанная в Эстонии, и Perpetuum Mobile (1963) завоевали признание на западе. В его коллажных работах «авангард» и «старинная музыка» противостоят друг другу резко и нетерпимо, апогея конфронтация достигает в последней пьесе в технике коллажа Credo (1968). Но к этому времени все композиторские техники, которые Пярт использовал до этого времени, потеряли в его глазах свою былую привлекательность и стали казаться ему лишенными смысла. Желание найти свой собственный голос привело к тому, что Арво Пярт замолчал как композитор почти на восемь лет, в течение которых изучал григорианские хоралы, школу Нотр-Дам и классическую вокальную полифонию.
В 1976 году из тишины возникла музыка – небольшая фортепианная пьеса Für Alina. И стало очевидно, что с этой пьесой Арво Пярт обрел свой собственный голос. Новый принцип композиции, используемый в этой пьесе впервые, и который Арво Пярт назвал Tintinnabuli (маленькие колокольчики по-латыни), определяет его работы и по сей день. «Принцип Tintinnabuli» характеризуется не стремлением к растущей сложности, а стремлением к максимальному сокращению звукового материала для выявления сути.