Звучащая структура, структурированный звук

Перейти к заказу билетов

Лекция музыковеда Тоомаса Сиитана (Эстония)

Начиная с самых ранних произведений, творческий метод Арво Пярта характеризуется поисками основательной, но, в то же время, простой структурной основы. Уже в 1960-х композитор экспериментировал с некоторыми принципами построения, которые повторялись из произведения в произведение и, в дальнейшем, стали определяющими и для сочинений в стиле tintinnabuli. Основная идея построения музыкальной композиции должна при этом сочетаться с выразительным, коммуникативным образом, который всегда являлся краеугольным в творческом процессе Пярта. В этом отношении далеко не случайно то, что в 1960-х музыка к фильмам или театральным постановкам играла в творчестве Пярта столь большую роль, причем адресатами этих композиций зачастую становились дети.

В своей технике tintinnabuli Пярт пытается преодолеть свойственные музыке бинарные противоположности: звук и тишина, движение и статика, традиция и новшество, тоника и доминанта, мелодия и гармония и т. д. Стремясь к единству текста и музыки, Пярт концентрируется не на семантике текста, а ищет наиболее схожие с текстами музыкальные структуры. Метод, который Пярт впервые применил в своем произведении «Missa syllabica» (1977), в дальнейшем послужил основой для большинства вокальных и ряда инструментальных произведений, что создает в его творчестве беспрецедентный баланс между духовным текстом и музыкой, а также между музыкой Пярта и Словом в понимании традиционной христианской теологии.